Лилия Недорезова
Методический проект для родителей «Дорога к доброму здоровью»
▼ Скачать
Методический проект для родителей
«Дорога к доброму здоровью»
Краткая аннотация проекта
Данный проект направлен на оказание социально-педагогической помощи и пропаганду психологических знаний родителей, а также на снижение уровня тревожности дошкольников в неполной семье
Проект является долгосрочным.
Сроки реализации проекта : с сентября по май
Участниками проекта являются родители.
Публикация «Методический проект для родителей „Дорога к доброму здоровью“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект состоит из трех этапов:
- организационный
- основной
- заключительный или аналитический.
Проект будет реализовываться через блок групповых занятий с родителями, направленных на коррекцию детско- родительских отношений, а также на снижение детской тревожности, просветительскую работу в форме буклетов, папки-передвижки, фотовыставки, выставки совместного творчества детей и родителей; обобщение опыта семейного воспитания, а также консультации, беседы, анкетирование, тестирование.
Актуальность проекта
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. В связи с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Уделяя внимание физическому здоровью детей, физической безопасности, нужно помнить, что столь же важно заботиться и о психическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии. Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Наиболее уязвимыми в этом отношении, являются неполные семьи, число которых неизменно увеличивается. По данным демографа А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем.
Среди неполных семей наиболее распространена "материнская" семья. Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный.
Работая социальным педагогом в детском саду и ежегодно оформляя паспорта семей, посещающих детский сад отметила, что с каждым годом повышается количество семей, в которых уровень педагогических знаний родителей понижается, и увеличивается число детей с повышенным уровнем тревожности. Особенно это наблюдается в неполной семье.
В нашем детском саду, число неполных семей составляет 42 семьи - это 21, 6 % от общего числа семей, посещающих детский сад.
Для того, чтобы выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка старшего дошкольного возраста были подобраны тесты и анкеты, соответствующие данному вопросу.
Обработка результатов показала, что из 40 родителей только 4 человека (10%) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого - седьмого года жизни. Знают, как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение. 20 человек (50%) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании. У 14 человек (35 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. Двое родителей (5 %) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.
Таким образом, я смогла сделать вывод о том, что большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания, что сказывается на эмоциональном благополучии детей и состоянии их психического здоровья.
Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина.
Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.
Проанализировав ответы родителей, я получила следующую картину родительского отношения к детям :
• оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (25%);
• к нейтральному уровню можно отнести 24 семьи (60%);
• родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (15%).
По результатам этой методики видно, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.
Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, я получила подтверждение тому, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, я выделила три уровня детско-родительских отношений в неполных семьях. Критериями определения уровней детско-родительских отношений явились : детские отношения к родителям; знания родителей о воспитании ребенка; родительские отношения к детям.
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей.
Результаты проведенного нами исследования показали, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на эмоциональном благополучие детей, появлении у детей тревожности.
На мой взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:
- у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
- в семье – неблагоприятная обстановка, чрезмерная опека.
Целью данного проекта является оказание социально-педагогической помощи родителям в неполных семьях.
Задачи :
Повысить уровень психолого-педагогических знаний и заинтересованность родителей в сохранении и укреплении психического здоровья дошкольников;
Пробудить у родителей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний;
Совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми, расширять сферу их совместной деятельности и общения;
Способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье.
Снижение уровня тревожности у детей в неполных семьях.
Принципы реализации проекта :
добровольности;
значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
вариативности форм и методов;
научности;
непрерывности и целостности;
комплексности;
сотрудничества;
постоянства обратной связи;
открытости;
конфиденциальности.
Стратегия достижения поставленных целей
№ п/п Формы и
методы работы Наименование мероприятий ответственные Сроки проведения
1 этап - организационный
1. Выбор темы и разработка проекта;
Социальный педагог
Сентябрь - октябрь
2. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора
3. Подготовка теоретического материала, планирование мероприятий
4. Встреча с родителями : ознакомление с проектом, получение их согласия на диагностическую работу
5. Сбор сведений об условиях жизни, развития и воспитания ребенка. Социальная паспортизация семей
6. Анкетирование родителей в рамках реализации проекта (Приложение 1)
2 этап - основной
7. Занятие 1 “Знакомство”
Цель: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Общая ориентация в проблемах родителей.
(Приложение 2)
Социальный педагог
Октябрь
8. Папка – передвижка «Зачем нужна мама?»
Социальный педагог
9. Буклет «Обратная сторона материнской любви или воспитание ребенка в неполной семье» Социальный педагог
10. Посиделки для мам "Как я ожидала своего ребенка" Социальный педагог, воспитатель
Ноябрь
11. Фотовыставка «Мама и я, счастливые мгновения»
(Приложение 3) Социальный педагог
12. Занятие 2 “Мир детский и мир взрослый”
Цель: осознание разницы между миром ребенка и миром взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и др.
(Приложение 4) Социальный педагог
Декабрь
13. Консультация
«Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка» Социальный педагог
14. Буклет «Мать и сын: как воспитать мужчину» Социальный педагог
15. Занятие 3 “Билль о правах”
Цель: понимание прав детей и родителей. (Приложение 5)
Социальный педагог
Февраль
16. Занятие 4 “Дисциплина”
Цель: познакомить участников занятия с понятием “дисциплина” и позитивными средствами ее развития у ребенка. (Приложение 6) Социальный педагог
17. Педагогическое поручение (творческое домашнее задание) «Новые семейные традиции» Социальный педагог
18. Занятие 5 “Язык принятия и язык непринятия”
Цель: знакомство с понятием “принятие” ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение “языка принятия” и “языка непринятия”.
Социальный педагог
Март
19. Творческое задание: конкурс на лучшую стенгазету «Расскажу я вам про дочь (сына…» Социальный педагог
20. Совместное творчество родителей и детей
Конкурс «Шляпа для любимой мамы»
(Приложение 7) Воспитатель по ИЗО
Социальный педагог
21. Занятие 6 “Давай общаться” (совместно с детьми)
Цель: установить доверительные отношения между родителями и детьми. Снятие напряжения в общении детей с родителями.
(Приложение 8) Социальный педагог,
воспитатель
Апрель
3 этап - аналитический.
22. Повторное анкетирование родителей, сравнительный анализ, выводы, планирование дальнейшей работы с семьями Социальный педагог Май
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня психолого-педагогических знаний и заинтересованности родителей в сохранении и укреплении психического здоровья дошкольников;
• создание теплых взаимоотношений между матерью и ребенком.
• Снижение уровня тревожности у дошкольников
Литература:
1. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя» психотерапевтические истории для детей - М. : Независимая фирма «Класс», 2005. - 224с.
2. Валитова И. Е. Опыт обучения студентов - будущих психологов - сказкотерапии // Психология в вузе. - 2006. - №2. - с. 30-43.
3. Ермолаева М. В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками». - 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 176с.
4. Карабанова О. А «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» : учеб. пособие /О. А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2006. - 320с.
5. Овчарова Р. В. «Психология родительства» : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 368с.
6. «Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях» / Авторы - Составители: Осипова А. А., Чаусова Л. К., Мясникова М. Н., Гейденрих Л. А., Солтовец А. В. - Ростов-на-Дону, 2001.
7. Осипова А. А. «Общая психокоррекция» : Учебное пособие для студентов вузов. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - 512с.
8. «Основы психологии семьи и семейного консультирования» : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328с.
9. Шульга Т. И. «Работа с неблагополучной семьей» : учеб. Пособие / Т. И. Шульга - М. : Дрофа, 2005 - 254с.
10. https://www.allbest.ru
11. www.globalrus.rus.ru/opinlons